Massive attack
Massive Attack — группа из Бристоля (Великобритания), образованная в 1988 году, пионеры музыкального стиля трип-хоп.
С момента образования и до 2008 года ими выпущено четыре студийных
альбома, два саундтрека к фильмам, один альбом ремиксов и сборник
лучших хитов. Электронный стиль музыки группы представлен смесью джаза, хип-хопа, рока, рэггей и соула.
Группа имеет постоянный состав, но для записи новых альбомов
приглашаются сторонние вокалисты и сессионные музыканты — от звезды
музыки рэггей Хораса Энди (Horace Andy) до известнейшей исполнительницы
авторской песни Шинейд О’Коннор (Sinéad O’Connor). Композиции группы звучат во многих телевизионных шоу и фильмах («Шакал», «Бэтмен навсегда», «Мулен Руж», «Блэйд II», «Доктор Хаус», «Матрица», «Большой куш» и др.). Также группа имеет финансовую долю в небольшом ночном клубе Tube в родном Бристоле.
История
1980-е
Группа Massive Attack была создана Грантом Дэдди Джи Маршаллом (Grant Daddy G Marshall), Робертом 3Д Дель Ная (Robert 3D Del Naja) и Эндрю Машрумом Ваулзом (Andrew Mushroom Vowles) на основе популярной в середине 80-х группы The Wild Bunch. Впрочем, The Wild Bunch была не столько группой (band) с постоянным составом, сколько звуковой системой (sound system)
— «творческой тусовкой», полухаотичным собранием объединенных общей
идеей людей, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга различных
музыкантов, авторов, диджеев, звукорежиссеров и продюсеров. Команда
людей, выросших на смеси культур хип-хопа и рэггей, они устраивали
бешеные вечеринки в самых заброшенных и криминальных районах Бристоля,
играя адскую смесь из всех мыслимых и немыслимых стилей музыки.
Кроме будущих участников Massive Attack, в состав The Wild Bunch входили: Клод Вильямс (Willie Wee), Майлз Джонсон (DJ Milo) и Нелли Хупер
(Nellee Hooper). После того, как распались The Wild Bunch, Хупер успел
поучаствовать в работе с коллективом Soul II Soul, занимался сольной
карьерой, поработал с Massive Attack, потом занялся продюсированием и
работал с такими знаменитостями, как Шинейд O’Коннор, Бьёрк (Björk), Мадонна (Madonna).
В 1988 году Massive Attack выпустили свой первый сингл «Any Love»
(кавер-версия песни авторства Rufus & Chaka Khan), записанный
совместно с музыкантом Кэрлтоном (Carlton). Позже эта композиция была
перезаписана совместно с Тони Брайаном (Tony Bryan) и издана на
следующем сингле «Daydreaming» в 1990 году. В записи новой версии сингла также приняли участие Шара Нелсон (Shara Nelson) и Эдриан Тоуз (Adrian Thaws), более известный под псевдонимом Трики (Tricky).
1990-е
В 1991 году вышел первый альбом Massive Attack «Blue Lines», продюсером которого выступил муж Нене Черри
(Neneh Cherry) Кэмерон Мак-Вей (Cameron McVey) под псевдонимом Booga
Bear. Именно он стал тем человеком, который едва ли не силой загнал
Massive Attack в студию записывать свой первый лонгплей, до этого
будущие участники группы так или иначе принимали участие в записи
одного из альбомов Нене Черри. «Blue Lines» стал одним из самых
известных британских альбомов 90-х годов. Смешение американского
хип-хопа, ямайского рэггей, добавление джазовых элементов плюс вокал
Трики, 3D, Шары Нелсон и Хораса Энди — звучание альбома было сложно
втиснуть в рамки какого-то одного определенного музыкального жанра. Во
время первой войны в Персидском заливе, по настоянию их записывающего лейбла, группа была вынуждена временно изменить название, исключив слово «Attack».
По этой причине существуют два варианта оформления обложки первого
альбома: один под именем группы «Massive Attack», второй под именем
группы «Massive». Именно в альбом «Blue Lines» вошла бессмертная песня,
исполненная Шарой Нелсон, «Unfinished Sympathy», клип на
которую до сих пор регулярно показывает каждый уважающий себя
музыкальный канал, а диджеи из разных стран мира до сих пор делают
ремиксы на эту композицию.
В 1994 году выходит второй альбом группы — «Protection».
В музыке Massive Attack стало больше живых инструментов, меньше
семплов. И без того неспешный темп стал еще более медленным и тягучим.
Вокалистами на сей раз были приглашены Трэйси Торн (Tracey Thorn) и Николетт
(Nicolette). Также в записи альбома принял участие композитор Крэйг
Армстронг (Craig Armstrong), он записал партии пианино в «Heat Miser» и
«Weather Storm» и провел оркестровую партию в «Sly». Трики тоже помогал
группе в работе над альбомом, но позднее, как и Шара Нелсон,
сосредоточился на своей сольной карьере. Именно в этот момент
музыкальные критики для определения стиля бристольского саунда,
представленного Massive Attack, Трики и Portishead, запустили в оборот термин «трип-хоп».
В 1995 году вышел альбом ремиксов «No Protection». Ремиксы для него сделал известный дабовый музыкант Mad Professor.
Примерно в то же время, совместно с Трэйси Торн была записана песня
«The Hunter Gets Captured By The Game» для саундтрека к фильму «Бэтмен
Навсегда». Во время работы над этой композицией, которую у Massive
Attack никак не получалось закончить, Дель Ная обратился за помощью к
случайно находившемуся на той же студии продюсеру Нилу Дэвиджу.
С ним впоследствии Massive Attack проработают более двенадцати лет, и
Дэвидж окажет значительное влияние на звучание группы. В 1996 году
Massive Attack основали собственный музыкальный лейбл «Melankolic», на котором выходили записи Хораса Энди, Крэйга Армстронга, группы Alpha и других музыкантов.
1998 год ознаменовался выходом самого успешного альбома группы — «Mezzanine».
Подчеркивая стремление группы в каждом новом альбоме уходить от
звучания предыдущего, Massive Attack плавную мягкость «Protection»
сменили на новый жесткий, тяжелый, насыщенный звук. Речитативы 3Д и
Дэдди Джи стали принимать параноидально-депрессивный оттенок,
оркестровые и клавишные партии Армстронга сменились на звук живых гитар
и агрессивных синтезаторов. Вокал Хораса Энди перестал даже отдаленно
напоминать о его принадлежности к рэггей-миру. Единственным проблеском
тепла и нежности на диске стало появление Элизабет Фрэйзер (Elizabeth Fraser) из группы Cocteau Twins, которая исполнила голосовые партии в нескольких песнях, в том числе и знаменитой «Teardrop»,
которая стала одним из главных хитов группы и вошла во множество
чиллаут-сборников. Музыкальная тема из этой песни стала сопровождением
для заглавных титров популярного телесериала «Доктор Хаус» (в
американской версии сериала). «Teardrop» оказалась не единственной
песней с «Mezzanine» покорившей мир кино. Песня «Angel» с этого
альбома прозвучала в более чем десятке фильмов и сериалов (например, в
фильме Гая Ричи «Большой куш»). Другими музыкантами на этот хит было
написано множество кавер-версий, даже металлисты Sepultura не прошли мио него. Сам же альбом вошел в 500 лучших музыкальных альбомов всех времен, по версии журнала Rolling Stone.
Однако поиск нового звучания привел к расколу внутри группы.
Надоевшие друг другу музыканты ездили на запись в студию по
отдельности, но даже такая мера не помогла сохранить коллектив. После
окончания записи альбома группу покинул Эндрю Ваулз. Оставшиеся
участники тоже на длительное время предпочли совместному творчеству
сольные проекты: Роберт Дель Ная стал больше времени уделять
изобразительному искусству (помимо музыки, он еще художник и дизайнер),
а Грант Маршалл стал как и прежде давать сольные диджей-сеты в клубах.
Надо заметить, что Роберт Дель Ная еще во времена The Wild Bunch
увлекался граффити (известно, что он большой друг известного художника Банкси),
а позже оформлял обложки для Massive Attack и проявлял повышенный
интерес к фотографии. Во время паузы в работе группы, он смог уделить
изобразительному искусству куда больше времени. В результате,
ограниченным тиражом была выпущена книга «Fitting In» с его
художественными работами. Также Роберт принял участие в визуальном
оформлении альбомов и клипов группы UNKLE.
Кроме того, Роберт Дель Ная стал много времени уделять
благотворительной деятельности и протестам против военных действий.
Грант Маршалл, тем временем, периодически устраивал диджей-сеты, но в
основном все свое время посвятил своей семье.
2000-е
В 2000
году 3Д и Нил Дэвидж вместе с коллективом Lupine Howl засели в студии
для записи очередного альбома, однако за два года работы так и не
смогли оформить ничего толкового. В результате, 3Д отправил в корзину
около 120 часов материала и решил начать все сначала. Пригласив
неизменного Хораса Энди и Шинейд О’Коннор, за очень короткий промежуток
времени, Massive Attack записали и в начале 2003 года выпустили альбом «100th Window».
На этот раз на альбоме вообще не было семплов, все треки писались
вживую, при помощи обычных музыкальных инструментов и синтезаторов. Для
оформления обложки был приглашен художник Ник Найт (Nick Knight),
который раньше работал с группой над обложкой для «Mezzanine».
Супермедленный темп и холодное звучание не отпугнули фанов. Несмотря на
очередную смену курса в звуке и содержании музыки, альбом занял первое
место в UK Chart. После записи альбома, Massive Attack с вновь
присоединившимся Грантом Маршаллом отправились в мировое турне.
Вокальные партии Лиз Фрэйзер и Шинейд О’Коннор в туре исполнила Дот
Аллисон.
В 2004 году группа записала саундтрек к фильму Луи Летеррье и Люка Бессона «Дэнни Цепной Пес» («Danny the Dog»), а в 2005 году — еще один саундтрек к фильму «Парень Пуля» («Bullet Boy»).
В 2006 году вышел сборник лучших песен группы «Collected»,
включавший DVD со всеми клипами, раритеты, неизданный материал и два
новых трека — «Live with Me» (совместно с джазовым исполнителем Терри
Калье (Terry Callier) и «False Flags».
Летом 2008 года группа начала выступать с песнями из нового альбома, который возможно будет носить название «Weather Underground». Участники заявляют, что альбом уже «почти готов», но они не хотят торопиться с его выпуском.
неформат. ночные клубы Ставрополя, Мажор, Эрмитаж, Дорис. Пятница.
Разделы |